Советы музыкального руководителя

Непременно следует беседовать с ребенком о музыке. Попросите его, например, охарактеризовать настроение музыкального произведения, сказать, веселая или грустная эта музыка, тут нужно помочь малышу, спросить его, что можно делать под ту или иную музыку, дать правильный ответ. Детям постарше доставляет удовольствие рисовать прямо под музыку или придумывать сюжет последующего рисунка в зависимости от услышанного произведения. Стремитесь всячески активизировать и поощрять фантазию ребенка при восприятии музыки! В арсенале родительских возможностей входит также использование различных музыкальных игр, которые ребята особенно любят. Такие игры несложно придумать и самим, например игру «На что это похоже?» Следует только подобрать музыкальные отрывки, имитирующие различные природные явления (шум волн, стук капель дождя, свист ветра и т.д.), попросить ребенка узнать и назвать воспроизведенные в музыке явления.

Если у Вас не все получается сразу так, как вам хотелось, не показывайте детям своего огорчения, a попробуйте самостоятельно разобраться в том, что и почему не удалось из задуманного. Ни в коем случае не настаивайте на проведении занятий, если они почему-то в данный момент вызывают у ребенка протест, не навязывайте ни понравившуюся ему мелодию, постараетесь заинтересовать, использовать благоприятное настроение малыша для обучения его восприятию музыки.

Следует всегда помнить, что жизнь ребенка, не любящего музыку, неизмеримо беднее, чем духовный мир его сверстника, понимающего музыку и знающего ее.

Научите ребёнка слушать музыку

Очень часто родители считают, что ребенка не стоит приобщать к музыке, если тот не проявляет к ней особого интереса. Мнение это ошибочно, не случайно композитор Д.Шостакович говорил, что любителями и знатоками не рождаются, а становятся. Потому любого ребенка необходимо учить слушать музыку. Первый такой опыт малыш получает в семье, слушая радио, магнитофон, пение взрослых и др.
развернуть
 
    Конечно, нельзя отрицать положительного влияния самостоятельной деятельности ребенка на развитие его музыкальности. «Вместе с тем продолжительные наблюдения за музыкальным развитием детей убеждают в том, что необходимым условием развития на раннем возрастном этапе является совместное восприятие музыки.
     К сожалению, родители редко слушают музыку вместе с детьми. В большинстве случаев они ссылаются на свою занятость или на активность самого ребенка: "Да он сам слушает музыку!" или "Она и так поет без конца! "А между тем давно замечено, что музыка помогает установить контакт между взрослым и ребенком. 
    В какой форме может быть выражено совместное восприятие музыки? Оно и в пенни ребенка для вас, и в участии малыша в вашем танце, и в совместном слушании музыки! В процессе совместного восприятия у ребенка возникает желание поделится своими чувствами со взрослым, потребность в общей, сходной с родительской оценке услышанного. А это очень важно и для духовного контакта между ребенком и взрослыми, и для начального этапа обучения слушанию музыки.
     Итак, вы решили привлечь своего ребенка к совместному восприятию музыки. Но как это сделать? С чего начать? Если вы хотите научить ребенка слушать музыку, постарайтесь вначале самостоятельно прочувствовать, понять то произведение, которое подобрали для малыша. Конечно, музыка не рассказывает, а передает настроение и мысли композитора, адресуясь прежде всего к чувствам слушателя, поэтому для начала лучше выбрать небольшое произведение с хорошо выраженным характером, настроением, с ясной мелодией. Например, это может быть одна из пьес, специально написанных для детей из "Детского альбома" П.И.Чайковского или отрывок современного танца, или наиболее понравившийся вам фрагмент из музыки к балету или опере. С интересом слушают дети музыку в исполнении оркестра народных инструментов или симфонического. Многие родители почему-то считают симфоническую музыку скучной, сложной для восприятия. Слушая такую музыку, вы осознаете те чувства, настроения, которые она рождает у вас, и вы убедитесь, что подобная музыка даст богатейший материал для совместных домашних прослушиваний.
     Как же учить ребенка слушать музыку? Существуют самые разные способы. К слову сказать, большинство родителей считают наилучшим из них обучение музыке в специальной школе или у педагога.
     В какой-то степени они правы: ребенок, умеющий играть, и слушает музыку по-другому. Но это не единственный путь приобщения малыша к миру музыки. На первых этапах восприятия малышом музыки ему нужен помощник. И очень полезно, когда таким помощником становится близкий ему взрослый человек. Конечно, помощь родителей не сводится только к подбору дисков и включению их для прослушивания: лучше всего, если мать (отец, бабушка) садится рядом и вместе с дошкольником, погружается в мир музыки ,в противном случае ребенок не сможет даже сосредоточится на звуках. Например, родители не раз наблюдали, как относятся к музыке маленькие дети. Включаешь магнитофон, и малыш слушает интересную музыку. Но если он остается один, то тут же начинает отвлекаться, зевать, а иногда даже засыпает, но если эту же музыку ребенок слушает вместе со взрослым, то он выражает свои эмоции, радуется, всплескивает руками. 
     Очень интересны также проявления музыкальности у дошкольников, слушающих музыку вместе со сверстником. У них возрастает эмоциональная отзывчивость: ребята стремятся как можно ярче передать товарищам свои впечатления от музыки, выразить их в двигательной активности. При этом они заражают друг друга единым настроением и соревнуются в максимальной выразительности "исполнения музыки ". Ребенок совершает под музыку разнообразные действия: пританцовывает, двигается в такт, покачивает корпусом или головой, дирижирует руками. Движения помогают ему петь музыку, хотя бы и не голосом, а руками, ногами, всем телом - как малышу удобнее.
   Сведения о выборе музыкальных произведений для прослушивания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями того или иного дошкольника можно почерпнуть в специальной литературе по музыкальному воспитанию детей. Музыка должна быть доступной пониманию дошкольника, постепенно усложняться по своему содержанию, быть приятной и полезной. Время слушания музыки необходимо ограничить.
     Наблюдения показывают, что маленькие дети с удовольствием слушают много раз одни и те же полюбившиеся им, ставшие им привычными произведения, которые они вполне освоили, сразу узнают и мгновенно настраиваются на их восприятие.
     В зависимости от того, когда вы располагаете свободным временем, выделите один постоянный день в неделю, который вы будете посвящать музыке. Попробуйте организовать специальный музыкальный вечер в интересной форме: пусть ребенок пригласит своих товарищей, можно немногих – двух - трех. На такой вечер можно «продавать» билеты, чтобы усилить игровые мотивы, столь важные в дошкольном возрасте. Если вечер предусматривает самодеятельность детей, то «оплатой билета» могут служить музыкальные номера, которые ребята подготовят заранее. Оформление вечера и условия его организации продумаете заранее, подготовьтесь, используя выдумку и творческую активность всех членов семьи, не исключая ребенка.
   Надо иметь в виду, что дошкольники не могут долго заниматься чем-то одним, поэтому на вечере следует чередовать их деятельность, индивидуальные выступления детей могут сменяться общим хороводом.
   Музыка для прослушивания, должна быть различной по настроению и темпу. Нельзя принуждать ребенка слушать музыку в позе "навытяжку" - это противоестественно для него. Пусть он держится свободно, при желании двигается.
    Можно использовать различные приемы для закрепления в памяти ребенка прозвучавшей музыки . Предложите ему, например, зафиксировать настроение музыки в несложных зрительных образах - красочных рисунках.
свернуть