Конечно, нельзя отрицать положительного влияния самостоятельной деятельности ребенка на развитие его музыкальности. «Вместе с тем продолжительные наблюдения за музыкальным развитием детей убеждают в том, что необходимым условием развития на раннем возрастном этапе является совместное восприятие музыки.
К сожалению, родители редко слушают музыку вместе с детьми. В большинстве случаев они ссылаются на свою занятость или на активность самого ребенка: "Да он сам слушает музыку!" или "Она и так поет без конца! "А между тем давно замечено, что музыка помогает установить контакт между взрослым и ребенком.
В какой форме может быть выражено совместное восприятие музыки? Оно и в пенни ребенка для вас, и в участии малыша в вашем танце, и в совместном слушании музыки! В процессе совместного восприятия у ребенка возникает желание поделится своими чувствами со взрослым, потребность в общей, сходной с родительской оценке услышанного. А это очень важно и для духовного контакта между ребенком и взрослыми, и для начального этапа обучения слушанию музыки.
Итак, вы решили привлечь своего ребенка к совместному восприятию музыки. Но как это сделать? С чего начать? Если вы хотите научить ребенка слушать музыку, постарайтесь вначале самостоятельно прочувствовать, понять то произведение, которое подобрали для малыша. Конечно, музыка не рассказывает, а передает настроение и мысли композитора, адресуясь прежде всего к чувствам слушателя, поэтому для начала лучше выбрать небольшое произведение с хорошо выраженным характером, настроением, с ясной мелодией. Например, это может быть одна из пьес, специально написанных для детей из "Детского альбома" П.И.Чайковского или отрывок современного танца, или наиболее понравившийся вам фрагмент из музыки к балету или опере. С интересом слушают дети музыку в исполнении оркестра народных инструментов или симфонического. Многие родители почему-то считают симфоническую музыку скучной, сложной для восприятия. Слушая такую музыку, вы осознаете те чувства, настроения, которые она рождает у вас, и вы убедитесь, что подобная музыка даст богатейший материал для совместных домашних прослушиваний.
Как же учить ребенка слушать музыку? Существуют самые разные способы. К слову сказать, большинство родителей считают наилучшим из них обучение музыке в специальной школе или у педагога.
В какой-то степени они правы: ребенок, умеющий играть, и слушает музыку по-другому. Но это не единственный путь приобщения малыша к миру музыки. На первых этапах восприятия малышом музыки ему нужен помощник. И очень полезно, когда таким помощником становится близкий ему взрослый человек. Конечно, помощь родителей не сводится только к подбору дисков и включению их для прослушивания: лучше всего, если мать (отец, бабушка) садится рядом и вместе с дошкольником, погружается в мир музыки ,в противном случае ребенок не сможет даже сосредоточится на звуках. Например, родители не раз наблюдали, как относятся к музыке маленькие дети. Включаешь магнитофон, и малыш слушает интересную музыку. Но если он остается один, то тут же начинает отвлекаться, зевать, а иногда даже засыпает, но если эту же музыку ребенок слушает вместе со взрослым, то он выражает свои эмоции, радуется, всплескивает руками.
Очень интересны также проявления музыкальности у дошкольников, слушающих музыку вместе со сверстником. У них возрастает эмоциональная отзывчивость: ребята стремятся как можно ярче передать товарищам свои впечатления от музыки, выразить их в двигательной активности. При этом они заражают друг друга единым настроением и соревнуются в максимальной выразительности "исполнения музыки ". Ребенок совершает под музыку разнообразные действия: пританцовывает, двигается в такт, покачивает корпусом или головой, дирижирует руками. Движения помогают ему петь музыку, хотя бы и не голосом, а руками, ногами, всем телом - как малышу удобнее.
Сведения о выборе музыкальных произведений для прослушивания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями того или иного дошкольника можно почерпнуть в специальной литературе по музыкальному воспитанию детей. Музыка должна быть доступной пониманию дошкольника, постепенно усложняться по своему содержанию, быть приятной и полезной. Время слушания музыки необходимо ограничить.
Наблюдения показывают, что маленькие дети с удовольствием слушают много раз одни и те же полюбившиеся им, ставшие им привычными произведения, которые они вполне освоили, сразу узнают и мгновенно настраиваются на их восприятие.
В зависимости от того, когда вы располагаете свободным временем, выделите один постоянный день в неделю, который вы будете посвящать музыке. Попробуйте организовать специальный музыкальный вечер в интересной форме: пусть ребенок пригласит своих товарищей, можно немногих – двух - трех. На такой вечер можно «продавать» билеты, чтобы усилить игровые мотивы, столь важные в дошкольном возрасте. Если вечер предусматривает самодеятельность детей, то «оплатой билета» могут служить музыкальные номера, которые ребята подготовят заранее. Оформление вечера и условия его организации продумаете заранее, подготовьтесь, используя выдумку и творческую активность всех членов семьи, не исключая ребенка.
Надо иметь в виду, что дошкольники не могут долго заниматься чем-то одним, поэтому на вечере следует чередовать их деятельность, индивидуальные выступления детей могут сменяться общим хороводом.
Музыка для прослушивания, должна быть различной по настроению и темпу. Нельзя принуждать ребенка слушать музыку в позе "навытяжку" - это противоестественно для него. Пусть он держится свободно, при желании двигается.
Можно использовать различные приемы для закрепления в памяти ребенка прозвучавшей музыки . Предложите ему, например, зафиксировать настроение музыки в несложных зрительных образах - красочных рисунках.